От воздействия внешней среды лакокрасочное покрытие (ЛКП) автомобиля постепенно утрачивает былую привлекательность.
Зимой агрессивные реагенты на дороге – основной фактор ухудшения состояния ЛКП, но и летом подстерегают опасности: езда на высокой скорости по пыльным дорогам может оставлять свой след, стоянки на жарком солнце способствуют выгоранию цвета кузова, весной – тополиные почки, след от которых бывает трудновыводим, в эту же категорию стоит отнести и птичий помет, следы от насекомых.
Нельзя забывать и о механических воздействиях, в результате которых возникают царапины, сколы, притертости, паутинка микроцарапин по всему кузову, неизбежно появляющаяся от механического воздействия на ЛКП тряпочками на мойке или усердной чистки снега щеткой зимой. И как результат – былой зеркальный блеск автомобиля утрачивается, цвет тускнеет, кузов покрывается царапинами.
Чтобы машина всегда выглядела презентабельно, необходимо ухаживать за ее внешним видом с помощью специальных косметических средств. Кроме внешнего эффекта косметические процедуры приносят практическую пользу – полировка улучшает внешний вид автомобиля, а кроме того сохраняет поверхность от дальнейшего разрушения.
Современная автохимия шагнула далеко вперед и теперь готова порой удивлять результатом. Хотя и без нареканий не обходится, но зачастую они вызваны не качеством этих средств, а несоблюдением технологии использования, игнорированием рекомендаций производителя по хранению, нерегулярностью применения, а так же употреблением подделок. Наиболее эффективный результат достигается при регулярном и правильном использовании автокосметики, а не от случая к случаю.
1. Автошампуни - используются для мойки машины. Могут содержать полирующие добавки – воск, парафины, силикон, которые остаются на ЛКП в виде тончайшей пленки, придающий блеск автомобилю и кратковременную защиту от воздействий окружающей среды. В некоторых средствах могут присутствовать ингибиторы коррозии, препятствующие развитию ржавчины.
2. Шампуни-очистители - в концентрированном виде способны удалить устойчивые загрязнения от насекомых, смолы с ЛКП, в разбавленном виде используются как обычный автошампунь.
3. Безводные смывки – используются для локального удаления загрязнений (например, пятен, птичьего помета).
4. Полироли для кузова.
Восковые.
Это бесцветные полироли с добавлением воска и/или других специальных веществ. Придают краске глубокий цвет и блеск, помогают временно скрыть «паутинку» царапин и другие небольшие дефекты от неправильного ухода за ЛКП. Однако не обладают высокой стойкостью обработки и сильными защитными свойствами.
Экспресс-полироли.
Жидкие вещества для быстрой обработки в целях приведения внешности авто в порядок за минимальное время. Защитным эффектом не обладают. Чаще всего для простоты нанесения выпускаются в форме аэрозолей или спрея.
Абразивные (полировочные пасты).
Содержат частицы, снимающие верхний слой ЛКП микронной толщины, окислившийся от внешнего воздействия окружающей среды. Позволяют устранить мелкие царапины и матовость кузова, выровнять и освежить цвет. Различаются величиной абразивных частиц. Для покрытий типа «металлик» и «перламутр» необходимо использовать только специальные абразивы, которые не оставят потертостей на верхнем лаковом слое.
Это важно! Применение иных абразивов, кроме специальных, на поверхностях с красками типа «металлик» или «перламутр» может способствовать появлению трудновыводимой матовости на лаковом слое! Впрочем, абразивными полиролями не стоит увлекаться и при иных типах ЛКП, т. к. механическое воздействие постепенно истончает верхний слой лака. Если это возможно, лучше обходиться локальной обработкой. При разумном использовании можно добиться отличного результата.
Цветообогащенные.
В состав этих полиролей входят пигменты основного тона краски. Например, белая цветообогащенная полироль может применяться для различных вариаций белого цвета. Этот вид полироли может иметь два типа реакции с ЛКП – затирка частиц пигмента особо тонкими абразивными частицами, входящими в состав препарата, или химическая реакция с верхним слоем лака. Используются для освежения цвета ЛКП, заглаживания «паутинки» из микроцарапин. Полироли этого типа обычно не создают защитного слоя и без какой-либо дополнительной обработки недостаточно устойчивы, в связи с чем требуют регулярного обновления – в среднем раз в две недели. Подходят для всех типов покрытия, будь то «металлик», «перламутр» или даже матовое.
Защитные.
В их состав могут входить тефлон, уретан и другие синтетические вещества. Защитное покрытие образуется в результате реакции полимеризации этих частиц с верхним слоем ЛКП. Образуемая защита довольно устойчива к воздействиям внешней среды, позволяет поверхности медленнее загрязняться и облегчает мойку.
В зависимости от марки выбранного средства и соблюдения технологии обработки, с учетом сезонных и климатических особенностей способны защитить ЛКП в среднем на полтора – три месяца, а некоторые препараты имеют даже более длительный эффект – до 6-12 месяцев.
Могут применяться как отдельно, так и в сочетании с другими в качестве верхнего слоя. Чаще всего защитные полироли универсальны, но в некоторых случаях есть более специализированные средства.
Не рекомендуется использовать на поврежденных поверхностях: все дефекты (сколы, царапины) необходимо предварительно устранить. Обрабатываемое покрытие не должно быть нагретым.
«Жидкое стекло, керамика».
Это консерванты верхнего слоя, или так называемые «ионные щиты» – концентрированная вариация защитной полироли. Обладают высокой степенью стойкости к внешним неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Используются и отдельно, и в комплексе с другими средствами в качестве верхнего слоя. Рекомендуются в суровых климатических условиях, а также при «консервации» машины на длительный срок. Помимо защиты обеспечивают презентабельный вид автомобилю: образуемый слой имеет зеркальный блеск и препятствует быстрому загрязнению.
5. Очистители пластика, резины и винила в салоне очищают, возвращают цвет и придают обновленный вид деталям отделки салона и обшивки. Обычно имеют приятный нерезкий запах. Хорошо растворяют следы масла, смолы, налет от табачного дыма. При регулярном применении предохраняют детали обшивки от выгорания, растрескивания и преждевременного старения поверхностей.
6. Очистители колесных дисков используются для ухода за поверхностями колесных дисков, позволяют продлить срок их жизни. Целесобразны для дорогих литых и кованых дисков, как полированных, так и покрытых эмалью.
7. Очистители поверхностей от устойчивых загрязнений - удаляют следы от птичьего помета, насекомых, смолы (например, от тополиных почек) и другие въевшиеся загрязнения, растворяют битум, выводят застарелые пятна.
8. Полироли для приборной панели мягко очищают и придают обновленный, сверкающий вид пластиковым деталям, приборному щитку. Кондиционируют поверхность и предотвращают налипание пыли. Чаще всего продаются в форме аэрозолей, спреев или в виде губок, пропитанных специальным составом для ухода за поверхностями.
9. Очистители двигателя подразделяются два вида: пенные очистители, которые после растворения загрязнений подлежат смывке водой, и жидкости для протирки деталей подкапотного пространства. Эффективно растворяют отложения устойчивых загрязнений (тосол, масло, тормозная жидкость, пластичные смазки и т. п.).
10. Очистители стекла – это составы с содержанием спирта или нашатыря (хлорид аммония) для протирки стекол, зеркал. Удаляют грязь, замутнения от дорожных реагентов, налет от табачного дыма и прочие загрязнения. Не рекомендуется протирать ими кузов автомобиля, поскольку нашатырь вызывает помутнение ЛКП. Некоторые виды очистителей стекла подходят для протирки фар и хромированных деталей.
11. Антидождь – специальный состав для нанесения на чистое сухое стекло и боковые зеркала. Улучшает видимость при движении в условиях непогоды. Тонкий слой покрытия способствует эффективному отталкиванию жидкости от стекла и практически не требуется включать «дворники» на высокой скорости для удаления воды, стекающей по стеклу (что очень поможет, например, в случае поломки стеклоочистителей). Для кузова автомобиля выпускаются специальные средства – это гидрофобные полироли.
12. Полироли стекла помогают зашлифовывать мелкие царапины и потертости на стеклянных поверхностях. Усиливают прозрачность стекла, устраняя матовость верхнего поврежденного слоя. Эффективны в основном на новых стеклах При полировке стекол фар можно достичь неплохого результата.
13. Очистители и полироли для пластика и винила применяются для обновления внешнего вида пластиковых бамперов и шин, придают поверхности блеск, защищают от преждевременного старения.
14. Очистители и полироли хрома используются для удаления мелких царапин, потертостей, следов коррозии с хромированных деталей и препятствуют появлению новых загрязнений.
15. Преобразователи ржавчины применяются для вытравления пятен коррозии и подготовки поверхности к покраске. Обладают влаговытесняющим свойством. Преобразуют ржавчину в грунтующий слой. В зависимости от концентрации активного компонента подразделяются на две основные категории: для локального применения и для обработки обширных поверхностей, подвергшихся коррозии. Перед нанесением препарата поверхность следует слегка зачистить. Для этого подойдет небольшой кусочек мелкозернистой шкурки (из первых номеров). После того, как обработанное место изменит цвет с ржавого на черный или темно-серый (или другой в зависимости от марки средства), поверхность следует подчистить и покрасить.
16. Восковые ремонтные карандаши применяются для маскировки царапин, мелких неглубоких сколов и необширных протертостей. Места, обработанные таким карандашом, требуют периодического обновления, поскольку результат ремонта недостаточно стойкий.
17. Акриловые ремонтные карандаши более стойкие, чем восковые, поскольку содержат смолу (акрил) . Применяются для подкраски царапин, мелких неглубоких сколов и необширных протертостей.
18. Ремонтные флакончики (краска и лак) используются для закрашивания сколов и царапин. Обычно продается набором из двух флакончиков с кисточками – акриловая краска и лак. Краску необходимо подбирать по специальному коду цвета, иначе место ремонта может быть заметно. Перед нанесением поврежденный участок необходимо подготовить – тщательно очистить, использовать преобразователь ржавчины, если есть коррозия, и обезжирить (например, уайт-спиритом). Далее наносится краска в 2-3 слоя с интервалами, чтобы успела подсохнуть. А через некоторое время (час и более) покрывается лаком.